Школа шахмат "Queen's Academy"
Утверждено педагогическим
Советом
Протокол от 07.2025г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по обучению игре в шахматы детей школьного возраста
«Шахматное королевство»
г. Москва, 2025-2026 уч.год
СОДЕРЖАНИЕ
№п/п Наименование раздела страница
1 Пояснительная записка 3
2 Цели и задачи 4
3 Краткое описание методики 4-5
4 Ожидаемые конечные педагогические результаты 5
5 Календарно-тематическое планирование 6-11
6 Методические указания для воспитателей, обучающих
детей игре в шахматы 11-12
7 Краткий шахматный словарь 12
8 Приложения
1.Игры и упражнения по обучению детей шахматной игре 13-14
2.Конспект занятия «В стране шахматных чудес» 15-17
3.Развлечение «Тайны шахматной доски» 18-20
4.Сценарий шахматного праздника 21-25
5. Развлечение «В гостях у шахматного короля» 26-27
6.Конспект занятия «Знакомство с рокировкой» 28-31
7.Выступление на родительском собрании 32-33
8.Игры и упражнения по обучению детей шахматной игре
для детей средней, старшей, подготовительной групп 34-35
9 Список литературы 36
10 Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста
1.Пояснительная записка
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 № 41 ст. 4089), в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования призвана обеспечить ... разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.
Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных учреждениях. Из своего опыта работы могу сделать вывод, что у детей дошкольного возраста действительно имеется громадный потенциал возможностей обучения игре в шахматы. Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте. Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам. Благодаря раннему знакомству с шахматами многие из них стали чемпионами мира, поэтому я начинаю обучение дошкольников игре в шахматы с 4 летнего возраста.
В программе развития дошкольного образовательного учреждения нашего «Детского сада – Центра развития ребенка» стоит такая цель, как реализация способностей каждого ребенка через разные виды деятельности, обусловленные индивидуальной активностью. Данная цель рассматривается в «Технологии по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста».
Шахматы – это гармоничный сплав спорта, науки и искусства. Игра, привлекающая к себе внимание миллионов людей на планете. Дело занимательное, увлекательное.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Из опыта работы знаю, что ребята, играющие в шахматы, обладают высокой обучаемостью. Игра в шахматы способствует развитию личности ребенка, формированию его творческих способностей, воспитанию важных личностных качеств. Дети способны к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Занятия шахматами развивает у детей логичность и последовательность мышления, умение анализировать, а также укрепляет характер. Ребята становятся сосредоточеннее, лучше запоминают, сравнивают, предвидят результат, планируют свою деятельность, поэтому необходимо начинать все обучения дошкольников.
2. Цели и задачи
Цели:
1. Создание условий для самореализации личности, воспитание человека, готового к решению жизненных проблем.
2. Развитие интереса к занятиям шахматами у детей и их членов семьи.
3. Выявить и развить творческие способности детей.
Задачи:
1. Популяризация шахматной игры среди детей дошкольного образовательного учреждения и их родителей.
2. Организация здорового досуга.
3. Подготовка детей, владеющих элементарными основами шахматной игры.
4. Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.
5. Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.
Материал программы рассчитан на 2 года обучения с проведением двух занятий в месяц.
В центре внимания находится личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.
Методическое пособие реализуется посредством:
1. Занятий, развлечений, игр с детьми.
4. Работы с родителями.
5. Сеансов одновременной игры с воспитателем, родителями.
Краткое описание методики
Начинается обучение игре на уровне, доступном для ребенка. В работе учитываются дидактические принципы: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, для того чтобы шахматы дарили детям радость, обогащали их духовный мир. Эта игра при умелом руководстве становится средством воспитания и обучения.
В группе имеются демонстрационная настенная магнитная доска, 5 комплектов шахмат, литература по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Систематически проводятся индивидуальные, групповые, подгрупповые беседы и консультации с родителями моих воспитанников по вопросу «Как играть в шахматы с ребенком», «Шахматы и дети», «Развитие логического мышления посредством шахмат», «Семья и шахматы».
В работе отсутствует принудительный момент, дети не замечают, что их обучают. Оказываю помощь в игре тактично, не назойливо, воспитываю у ребят привычку к преодолению трудностей.
Процесс обучения шахматам проводится в форме увлекательной игры: рассматриваются рисунков в книгах, чтение сказок В.Г. Гришина, придумывание своих, заучивание стихов и загадок, например:
1. «Стою на краю, путь откроют – я пойду. Только прямо хожу, как зовут – не скажу».
2. «Маленькая, удаленькая, много полей вперед прошла и фигуру нашла».
3. «Два братца в одной армии служат, а на одной дороге встретиться не могут».
4. «Кто движется, как слон и ладья, а кому этого делать нельзя?».
Проводятся эстафеты и развлечения, где в гости к ребятам приходит король или богиня Каисса – покровительница шахмат.
Постепенно приучаем распределять внимание по всей доске, подбираем пары детей, играющих одинаково, чтобы не было разочарований и ребята не утратили интерес к шахматам. Интересно, в игровой форме проводятся занятия в шахматном кружке, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Также на занятиях используется рабочая тетрадь (приложение №9)
Шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.
Ожидаемые конечные педагогические результаты
1. Обучить шахматной игре как можно больше дошкольников, коллег, их родных и близких.
2. Подготовить детей к школе, благодаря шахматам, развивать их интеллектуальный уровень, логическое мышление, память, внимание, усидчивость, общение.
Конечно, не все ребята достигают вершин мастерства, но, несомненно, занятия шахматами приносят пользу всем.
5.Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения. Дети старшего возраста (5-6)
Месяц № занятия Цель
Сентябрь
Занятие № 1
Знакомство с историей возникновения шахмат
1. Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
2. Пробудить интерес к шахматной игре.
Занятие № 2
Знакомство с шахматной доской
1. Познакомить детей с шахматной доской.
2. Закрепить знания квадрата и количественного счета в пределах 8.
3. Развивать интерес к занятиям шахматами
Октябрь
Занятие № 3
Знакомство с горизонтальными, вертикальными линиями, диагональю
1. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная, вертикальная линии, «диагональ»
2. Учить правильно показывать вертикальные, горизонтальные, диагональные линии.
3. Упражнять детей в составлении шахматной доски из горизонтальных линий
4. Развивать мелкую моторику руки.
Занятие № 4
Закрепить понятия горизонтальных линий и их обозначение.
1. Продолжать знакомить детей с горизонтальными линиями и их обозначением.
2. Закрепить цифры от 1 до 8.
3. Учить правильно показывать вертикальные, горизонтальные, диагональные линии.
4. Развивать память, речь.
Ноябрь
Занятие № 5
Знакомство с пешкой, её расположение на доске
1. Закрепить умение правильно показывать вертикальные, горизонтальные, диагональные линии.
2. Закрепить обозначение горизонтальных линий-цифрами.
3. познакомить с обозначением вертикальных линий – буквами.
4. Познакомить детей с пешкой
5. Объяснить, что белые пешки располагаются на 2-ой горизонтали, а черные – на 7-й.
6. Прививать интерес к шахматам.
Занятие № 6
Как ходит шахматная пешка
1. продолжать знакомить с шахматной фигурой пешка
2. познакомить с правилами ходов и взятия пешкой
3. вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматную фигуру - пешка
4. способствовать развитию памяти, внимания;
5. развить логическое мышление;
Декабрь
Занятие № 7
Знакомство с центром шахматной доски
1. Познакомить с центром и формой центра, количеством полей в центре;
2. Развивать ориентирование на плоскости, память;
3. Воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость
4. Закрепить знания о горизонтальных, вертикальных линиях, диагонали, нарисовать их на шахматной доске карандашами разных цветов. Закрепить их обозначение.
Занятие № 8
Пешечная эстафета
1. Учить детей расставлять пешки на скорость, называя вслух поля.
2. Игра «Кто вперед» (выигрывает тот, кто скорее достигнет 8-ой горизонтали (белые) или 1-ой (черные пехотинцы)).
3. Закрепить знание о том как пешка бьет пешку противника (наискосок, влево или вправо по диагонали), куда она ставится.
4. Разучить игру «Кто больше побьет пешек противника».
5. Воспитывать самостоятельность.
6. Развивать мышление, внимание.
Январь
Занятие № 9
Расстановка фигур
1. Познакомить детей с внешним видом и названиями фигур.
2. Познакомить детей с начальным расположением фигур на доске.
3. Развивать внимание, память.
Занятие № 10
Знакомство с ладьей
1. Познакомить детей с новой фигурой – ладьей.
2. Показать, что при записи она обозначается большой буквой «Л».
3. Развивать внимание, интерес к игре в шахматы.
4. Учить ставить ладьи на первоначальное место: Белые – Л al и Л h1?
черные – Л а8 и Л h8.
5. Объяснить и показать ход ладьи, взятие.
6. Развивать логическое мышление.
Февраль
Занятие № 11
Знакомство со слоном
1. Познакомить детей с новой фигурой – слоном.
2. Показать, что при записи она обозначается большой буквой «».
3. Развивать внимание, интерес к игре в шахматы.
4. Учить ставить слонов на первоначальное место
5. Объяснить и показать ход слона, взятие.
6. Развивать логическое мышление.
Занятие № 12
Знакомство с ферзем
1. Познакомить детей с новой фигурой – ферзь.
2. Показать, что при записи она обозначается большой буквой «».
3. Развивать внимание, интерес к игре в шахматы.
4. Учить ставить слонов на первоначальное место
5. Объяснить и показать ход ферзем, взятие.
6. Развивать логическое мышление.
Март
Занятие № 13
Знакомство с конем
1. Познакомить детей с новой фигурой – конём.
2. Показать, что при записи она обозначается большой буквой «».
3. Развивать внимание, интерес к игре в шахматы.
4. Учить ставить коня на первоначальное место.
5. Объяснить и показать ход конём, взятие.
6. Развивать логическое мышление.
Занятие № 14
Обобщающее занятие «Расстановка фигур»
1. Закрепить знания о шахматных фигурах их первоначальном расположении на доске
2. Учить быстро, правильно и аккуратно расставлять фигуры на шахматной доске
3. Развивать внимание, память, мышление
Апрель
Занятие № 15
Обобщающее занятие «Фигуры: правила ходов и взятий»
1. Закрепить знания о шахматных фигурах их первоначальном расположении на доске
2. Закрепить знания о правилах передвижения фигур на доске
3. Закрепить знания о правилах взятия
4. Развивать внимание, память, мышление
Занятие № 16
В стране шахматных фигур
- Обобщить знания о расположении фигур на доске
- Закрепить знания о правилах передвижения фигур
- Развивать мышление
Май
Занятие № 17
Шахматная страна: Король в игре
- Повторение пройденного материала с целью обобщения и закрепления знаний о первоначальном расположении шахматных фигур, правилах ходов и взятии.
- Уточнить расположение и возможности короля, обозначить его роль в игре
- Развивать память, внимание, мышление
Занятие № 18
Викторина
1. Объяснить детям правила для играющих в шахматы: «Тронул –ходи», «Ход сделан, обратно не вернешь» и т.д.
2. Рисовать пешку, штриховать в одном направлении простым карандашом.
3. Развивать мелкую моторику руки.
Второй год обучения. Дети подготовительной группы. (6-7)
Сентябрь Занятие № 19
1. Провести игры для развития наблюдательности и шахматной памяти: «Что изменилось?» и «Чего не стало?».
2. Развивать внимание, память
Занятие № 20 1. Развивать логическое мышление на основе конкретного.
2. Изучить пешки, выполнить посильные задания и практические упражнения, (см. В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» М., «Просвещение» – 1991 – стр. 41-42).
Октябрь
Занятие № 21
Начинай игру -пешками
1. Познакомить детей с пешечными заповедями: начинай игру центральными пешками по вертикалям: «С», «D», «E», «F», не допускай сдваивания пешек на одной горизонтали, выручай «застрявшую» пешку, стремись добраться до 1-ой или 8-ой горизонтали...
2. Воспитывать усидчивость, терпеливость.
Занятие №22
«Праздник пешки» (2-е команды)
1. Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. За каждый ответ – фишка. Победителю (или команде) – сладкий приз.
2. Развивать находчивость, речь, сообразительность.
Ноябрь Занятие № 23
«Тайны шахматной доски»
1. Продолжать обучение игре в шахматы, углубляя знания детей, о том, как ходят другие фигуры.
2. Воспитывать интерес к игре в шахматы, развивать память, внимание, логическое мышление (см. приложение № 3)
Занятие № 24 (Практическое занятие)
1. Выполнение упражнений, как при ходе белых пешек, ладья бессильна против пехоты, и что меняется при ходе черных.
2. Сделать вывод, кто сильней, ладья или 8 пешек.
3. Развитие изобретательности, логического мышления.
Декабрь
Занятие № 25
1. Провести соревнование «пешки против ладьи».
2. Предложить детям решить позицию, (см. диаграмму 21а В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» М., «Просвещение» – 1991 г. – стр. 48).
3. Приучать ребят к решению проблемных ситуаций.
Занятие № 26
1. Учить детей решать шахматные позиции (см. диаграмму 22а и 23а,
В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» М., «Просвещение» –1991 г. –стр. 41- 42).
2. Развивать память, внимание, мышление
Январь Занятие № 27
«Загадки шахматной шкатулки».
1. Отвечать на вопросы, где стоит ладья на доске до начала игры, чем отличается ее ход от хода пешки? Что у них общего?
2. Как ладья осуществляет взятие пешек и ладей противника?
3. Игра «Найди сходство и различие» (см. приложение № 1).
4. Воспитание усидчивости.
Занятие № 28
1. Провести конкурс, кто правильно и быстро покажет и объяснит, какое преимущество дают игроку сдвоенные ладьи?
2. Заучивание стихотворения о ладье (см. Г.М. Зенков «Первый шах» стр. 24).
3. Развивать память, речь.
Февраль Занятие № 29
1. Закрепить знания детей о шахматной фигуре слон, его обозначением и расположением.
2. Чтение стихотворения о нем (см. Г.М. Зенков «Первый шах» стр. 28)
3. Развивать память, дисциплинированность у детей.
Занятие № 30
1. Закрепить место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Игра на уничтожение. Слон против слона. Два слона против двух.
2. Развивать способность самостоятельно принимать решения.
Март
Занятие № 31
1. Закрепить с детьми понятия: чернопольные и белопольные слоны.
2. Сосчитать, сколько полей может контролировать слон, находясь на начальной позиции.
3. Закрепить порядковый и количественный счет.
Занятие № 32
1. Провести турнир на «лучшего игрока» (см. приложение № 4).
2. Закрепить знания во сколько очков оценивается каждая изученная фигура и пешка, почему слонов надо быстрее выводить в центр.
3. Развивать сообразительность, находчивость.
Апрель
Занятие № 33
1. Провести эстафету с пешками, ладьями и слонами на правильную и быструю их расстановку на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся.
2. Закрепить полученные знания, развивать целеустремленность, внимание.
Занятие № 34
1. Объяснить детям, как спастись от слона, если он напал на пешку или ладью, почему слона называют легкой фигурой, а ладью – тяжелой?
2. Игра «Шахматный мешочек»
3. Развивать логическое мышление, память.
Май
Занятие № 35
1. Расширить знания детей о ферзе: куда нужно поставить его, чтобы он держал под контролем наибольшее число полей доски, как ферзь берет пешки и фигуры противника, когда выводить его с исходной позиции.
2. Игра «Что изменилось»
3. Развивать сообразительность, находчивость.
Занятие № 38
Турнир на «Чемпиона недели»
1. Закрепить полученные знания детей на предыдущих занятиях.
2. Воспитывать интерес к шахматам, усидчивость, владение навыками решения простейших шахматных задач.
Ответь на вопросы из «Шахматной коробки».
1. Назвать по-шахматному адрес дома, где «живет» ферзь.
2. Сколько полей вместе контролирует ладья и слон и сколько один ферзь?
3. Как спастись от ферзя? 4. Как взаимодействует ферзь с пешками и фигурами?
5. Развивать умственные способности детей.
7. Методические указания для воспитателей, обучающих детей игре в шахматы
Чтобы научиться играть в шахматы, нужны любовь к этой игре, хороший наставник и хороший учебник. Самой лучшей шахматной доской как для начинающих, так и для чемпионов является обычная турнирная шахматная доска с 55-миллиметровыми клетками, со стандартными пешками высотой 80 мм и королем – самой высокой фигурой – 95 мм.
В шахматы можно играть где угодно.
С чего следует начинать обучение шахматной игре в детском саду?
Интерес к шахматам можно сформировать незаметно для ребенка в игре, начиная знакомить с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед детьми начальную позицию шахматной партии и тут же объяснить, как ходят фигуры. Дети редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Я начинаю обучение с шахматной доски, далее знакомлю с королем, ладьей и т.д. Надо рассказать о фигуре сказку, показать ее ‘домик” и где она живет на шахматной доске, нарядить ее, начать охотиться за ней. Эффект от игрового метода изучения шахмат “по частям” велик. Постепенно ребята заинтересовываются игрой в шахматы. Оказывать помощь детям следует тактично, неназойливо. Нельзя хвалить одних и в то же время ругать других за временные неудачи. Важно воспитывать привычку к преодолению трудностей. Обучение надо строить по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. В старшей подготовительной группе можно проводить занятия шахматами 1-2 раза в неделю или запланировать знакомство с шахматами, как настольно-печатную игру в вечерний отрезок времени по 25-30 минут.
Предварительно воспитатель узнает у детей, кто умеет играть, у кого есть шахматы и предлагает родителям приобрести шахматы.
Для занятий с детьми в детском саду требуется по одному комплекту шахмат на двоих детей.
Если этого нет, то дети делятся на две группы и играют или приносят шахматы из дома. Можно оборудовать в детском саду шахматную комнату.
В теплое время года шахматные занятия можно проводить на улице. Хорошо иметь магнитную демонстрационную доску.
Во время обучения не следует часто проводить турниры, это может отрицательно сказаться на психике ребенка.
Сам процесс обучения шахматам должен проходить в форме увлекательной игры. Для этого можно использовать художественное слово: стихи, загадки, эстафеты...
Методы и приемы варьируются, но основным остается игра. На первых порах детям не рекомендуется играть сразу всеми фигурами.
Наибольшего эффекта удается достичь, разделив детей на две подгруппы: сильную и слабую. Подбираются пары, играющие одинаково. В начале обучения читаем сказки, рассказы, рассматриваем рисунки, дети сами рисуют фигуры и доску, объясняем диаграммы, показывая
на демонстрационной доске. Объяснения должны быть доступными, лаконичными. Не все дети одинаково усваивают новый материал, поэтому можно предложить играющим детям позаниматься в свободное время с отстающим товарищем.
Все дети изначально талантливы. Ребенку и воспитателям надо усвоить известную истину: шахматы дело занимательное, но и сложное, шахматы –каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.
8.Краткий шахматный словарь
1. Активные шахматы – когда время на партию отводится по 30 минут на каждого игрока.
2. Арбитр – шахматный судья.
3. Анализ – подробный разбор позиции, партии.
4. Битое поле – поле, которое контролируется пешкой или фигурой.
5. Вертикаль – линия, которая идет от игрока к игроку, обозначается восемью буквами.
6. Блиц – быстрые партии, когда игрокам на все ходы отводится по 5 минут.
7. Вилка – одновременное нападение на две фигуры.
8. Взятие – уничтожение пешки или фигуры.
9. Горизонталь – прямая на шахматной доске, идущая слева направо, обозначается цифрами.
10. Диагонали – линии доски, идущие наискосок. Состоят из полей одного цвета, разной длины.
11. Гамбит – жертва пешки в дебюте для захвата инициативы.
12. Диаграмма – шахматная доска, печатаемая в книгах. Белые фигуры располагаются внизу.
13. Дальнобойные фигуры – фигуры, которые контролируют поле по всем линиям доски. Это ферзь, ладья и слон.
14. Развитие – ввод фигур в игру.
15. Позиция – размещение фигур и пешек на шахматной доске.
16. Поле – одна из клеток на шахматной доске.
17. Разряд – шахматная квалификация, самый низший 4 разряд, затем идет 3, 2 и 1, кандидат в мастера, мастер, грассмейстер.
18. Размен – обмен фигурами или пешкам. Бывает выгодный и невыгодный.
19. Турнир – вид шахматных соревнований: на получение разряда, на личное первенство, на звание сильнейшего, командный.
20. Таблица – документ, куда записываются очки игроков.
Приложение № 1
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
«Шахматный мешочек»
1-ый вариант
В матерчатый шахматный мешочек кладу фигуру и называю ее, затем ребенок, Н., говорю: «Ускакал от меня конь», «убежала ладья» и т.д.
2-ой вариант
В мешочке прячутся все фигуры сразу, и по заданию дети по очереди
на ощупь ищут определенную фигуру, или достают любую фигуру, называя
ее сначала, а затем показывают всем детям.
«Что изменилось»
Расставить на магнитной доске или поставить на столе 5-6 шахматных фигур.
Дети закрывают глаза, я убираю одну фигуру или меняю местами.
Ребята говорят, что изменилось. Если ребята не справляются, то
надо начинать игру с маленького количества фигур, например 3-х – 4-х,
затем добавляя по одной.
«Правильно, неправильно»
Расставляю черные фигуры в 8-ом ряду или белые фигуры на 1-ой горизонтали. Спрашиваю: «Правильно ли стоят фигуры?». Дети отвечают, называя, какая фигура стоит не на своем месте и где она должна находиться.
«Найди сходство и разницу»
1 вариант
Предлагаю ребятам сравнить по внешнему виду 2 шахматные фигуры, отметить их сходство и различие.
2 вариант
Сравнить две фигуры или группу по тому, кто как ходит, например,
ладья и ферзь.
«Узнай по описанию»
Воспитатель: Просит отгадать, что это за фигура.
Описывает: «Она ходит и бьет по вертикали и по горизонтали на любое
возможное количество клеток. Она не имеет права ходить по диагонали».
Дети: – ЛАДЬЯ
Воспитатель: «Начинает движение в одном направлении, а закан-
чивает его в другом. Получается след на доске, похожий на букву «Г»».
Дети: – КОНЬ.
«Шахматная «да-нетка»»
Я загадываю фигуру, ребята задают вопросы: например, это фигу-
ра? Ходит она по диагонали? Это он или она? Стоит он (она) на 1-ой гори-
зонтали? Фигура ходит на одну клетку во всех направлениях.
Воспитатель: отвечает «да» или «нет», пока дети не отгадают.
Эстафета: «Кто вперед»
Дети делятся на 2-е команды. На обратной стороне шахматные до-
ски. По сигналу «Начали» ребята бегут и ставят одну фигуру, одна коман-
да – белые, вторая – черные, и так по очереди расставляют все фигуры
и пешки. Подвести итог: кто правильно и быстро расставил фигуры, тот
победитель.
«Кто в домике живет»
Ребенок берет любую фигуру, ставит ее на место и говорит, в каком
домике она живет. Например, ладья белая живет в домике А1, конь Ь2,
слон – СЗ (Слон живет в домике СЗ).
«Угадай, о какой фигуре я думаю»
Он (конь, ферзь, король, слон)
Она (ладья, пешка)
Или: «Раньше она могла плавать, ходить может только прямо...»
Далее: «Начинает он ходить с белого поля, а попадает на черное...»
«Что лишнее?»
а) Конь, ладья, пешка, слон. (Пешка),
(Все – фигуры, а пешка – нет)
б) Три белые фигуры, одна черная.
в) Три деревянные, одна пластмассовая.
г) Три пешки и ладья.
Приложение № 2
Конспект занятия «В стране шахматных чудес»
Ведущая: Дети, сегодня мы попали в страну шахматных чудес. Посмотрите, из чего состоит шахматная доска?
Дети: Из полей, домиков, клеточек, квадратиков.
Ведущая: А какую тайну волшебной доски мы открыли с вами?
Дети: У доски есть горизонтальные, вертикальные и диагональные линии.
Ведущая: А как они обозначаются?
Дети: Горизонтальные линии – арабскими цифрами, вертикальные – латинскими буквами, диагональные – цифрами и буквами.
Ведущая: Давайте вспомним веселую считалку, облегчающую запоминание вертикальных линий.
Дети: А-ртисту Б-иму Ц-иркуль Д-ашь, его фамилия Ж-еашь.
Ведущая: Давайте назовем вертикальные линии: 1-ая – А, 2-ая – БЭ, 3-я
– ЦЕ, 4-ая – ДЭ, 5-ая – Е, 6-ая – ЭФ, 7-ая – ЖЭ, 8-ая – АШ. (Рассмотреть таблицу).
Хотите поиграть в игру «Живые шахматы»?
Дети: Да.
Ведущая: Тогда отгадайте такую загадку: «Маленькая, удаленькая, много полей вперед прошла и фигуру нашла».
Дети: Пешка.
Ведущая: Какой строгий приказ по военному уставу должны выполнять солдаты-пехотинцы?
Дети: Только вперед! Ни шагу назад. Первым вступай в бой.
Ведущая: Да, редко какой пешке посчастливится продвинуться далеко вперед, но были случаи, когда с боем, с синяками и шишками прорывалась она до последней линии горизонтальной доски. Тогда наступает самый счастливый миг в ее жизни. В награду пешке предоставляется право превратиться в любую фигуру. Разумеется кроме короля! Двух королей одного цвета в каждом войске не бывает. Поэтому пешек нужно ценить, беречь, не отдавать без нужды противнику. Хотя их по количеству столько же, сколько всех остальных фигур вместе взятых. Сколько же их, дети?
Дети: Восемь.
Ведущая: А теперь встаньте, все пешки, на вторую горизонтальную линию поиграем в игру «Кто, в каком домике живет». Денис, назови, пожалуйста, номер своего дома – Ф2, Леша – Ф7, Ира – Е2 и т.д.
Ведущая: Посмотрим, как белые пешки знают проспекты, улицы и переулки.
Леша, пройди по проспекту – 4, Ира по улице g, Денис по переулку – hi. Ребята, давайте поиграем в игру «Составь доску». Чья команда быстрее соберет из карточек доску на пустом столе по памяти.
Дети: (Играют).
Ведущая: Ребята, до начала игры, где располагаются белые пешки?
Дети: Всегда во второй горизонтали.
Ведущая: А черные?
Дети: На 7-ой горизонтали – в 7-ом ряду.
Ведущая: Сейчас проведем эстафету с бегом «Кто правильнее и быстрее расставит пешки на шахматной доске».
Постройтесь в две колоны, напротив каждой – на расстоянии 6-8 метров ставится по столу, на них кладутся шахматные доски, на другой стороне на стуле – пешки. По сигналу игроки, стоящие в колоннах первыми берут со стула пешку, добегают до доски и ставят белую на поле а2, а черную на поле а7, обегают стулья, возвращаются
обратно, салят по руке следующего играющего и встают в конце своей команды (колонны), побеждает та команда, которая быстро выполнила задание и не совершила ошибок в расстановке пешек.
Дети: (Играют).
Ведущая: А сейчас отдохнем и вспомним, какие правила существуют в шахматах.
Первый ребенок: «Тронул – ходи».
Второй ребенок: «Ход сделан, обратно не вернешь».
Третий ребенок: «Игрок, дотронувшийся до своей пешки должен ходить ею, даже в том случае, если это ему не выгодно».
Четвертый ребенок: «Когда рука отнята от пешки (фигуры), ход считается сделанным».
Пятый ребенок: «Дотронувшись до пешки противника, игрок обязан ее взять, даже если ему это не выгодно».
Шестой ребенок: Если пешка стоит на доске нечетко, например, наполовину заступает на соседнее поле, необходимо предупредить партнера: «Оправляю»».
Ведущая: Я принесла вам «Шахматную Шкатулку». Что же в ней есть? О! Здесь вопросы. Как ходит пешка?
Дети: Только вперед по вертикали.
Ведущая: Если дальнейшему продвижению пешки мешает пешка противника (стоит на ее пути), можно ли перепрыгнуть через нее или обойти слева (справа)?
Дети: Нет, по правилам пешки никогда не перепрыгивают через пешки. Обойти тоже не могут, так как они ходят только вперед, по вертикали.
Ведущая: А если мешает своя пешка?
Дети: Перепрыгнуть тоже нельзя. А побить тем более – своих не уничтожают.
Ведущая: Можно взять пешку соперника?
Дети: Да, пешка бьет наискосок пешку соперника.
Ведущая: Можно ли вернуться на исходную позицию или сделать шаг назад, чтобы затем попытаться снова пробиться вперед?
Дети: По правилам пешка ходит только вперед и не имеет права делать ни шагу назад.
Ведущая: Является ли пешка фигурой?
Дети: Нет, она просто пешка.
Ведущая: Может ли пешка стать фигурой?
Дети: Да, может, если любая белая пешка достигнет 8-ой, а черная – 1-ой горизонтальной, она может превратиться в любую фигуру, кроме короля.
Ведущая: Участвует ли эта пешка в дальнейшей игре?
Дети: Нет, она снимается с доски, а на это поле ставится любая другая фигура (по желанию игрока), какая нужней в данный момент в игре.
Ведущая: Обязательно ли с начальной позиции пешке сразу ходить на два поля? Когда это право теряется?
Дети: Любая пешка, при желании, может пойти вперед сразу на два поля, если
только эти поля свободны от других пешек (или фигур), но это не обязательно, если, же пешка сделала ход на одно поле, последующие ходы она имеет право делать только на одно поле. Право хода на два поля у этой пешке уж утеряно. Все остальные пешки, не трогавшись с места, сохраняют право пойти первым ходом на два поля вперед.
Ведущая: По каким линиям ходит пешка?
Дети: Пешка ходит только по вертикальным линиям и никогда не ходит по горизонтальным. А по диагональным только тогда, когда берет фигуру или пешку противника.
Ведущая: А вы знаете, где располагаются до начала сражения все пешки, как они перемещаются по доске и уничтожают неприятельские пешки, как пробираются до 8-ой и 1-ой горизонталей. А сейчас мы сыграем всеми пешками. Условия игры довольно просты: команды делают поочередно ходы. Выигрывает та команда, которая побьет больше пешек противника. (Проводиться игра)
Ведущая: Ребята, шахматная доска – это не только место сражения пешек и фигур, важно знать не только, как они сражаются и передвигаются по доске, но и уметь записывать. Кто сможет записать, где стоит пешка? У нас есть солдат, который мечтает стать генералом. Иди Леша запиши.
Леша: (Пишет) с2, h3, еб, Ь5.
Ведущая: А сейчас, ребята, мы прощаемся со «Страной шахматных чудес» и с песней идем в группу.
Дети: (Поют):
Мы – шахматные пешки, в бою не любим спешки.
Шагаем лишь вперед, назад не знаем ход.
За нами офицеры, за нами короли,
Ладьи и королевы, и конные полки.
Налево и направо мы бить имеем право
А коль в конец доски придем, фигуру новую берем.
(Уходят из зала).
Список литературы
1. Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы. [Текст] / В.Г. Гришин. – М.: «Просвещение», 1991.
2. Зенков, Г.М. Первый шах. [Текст] / Г.М. Зенков. – Прокопьевск: Издательско-полиграфическая Фирма «Пласт», 1993.
3. Карпов, А. Учитесь шахматам. [Текст] / А. Карпов. – М.: «Эгмонт Россия ЛТД», 1997.
4. Казак, А. Маленьким о шахматах. [Текст] / А. Казак. – М.: Владос, 1994.
5. Арчаков, В.М. Шахматная мозаика. [Текст] / В.М. Арчаков. – Киев: «Здоровье», 1984.
6. Зенков, Г.М. Пешка Аська. [Текст] / Г.М. Зенков. – Кемерово: «Кузбассвузиздат», 2002.
7. Иващенко, С.Д. Сборник шахматных комбинаций. [Текст] / С.Д. Иващенко. – Киев: «Радянська школа», 1988.
8. Бронштейн, Д.И. Самоучитель шахматной игры. [Текст] / Д.И. Бронштейн. – М., 1987.
9. Гершунский, Б.С. Шахматы – школе. [Текст] / Б.С. Гершунский. – М., 1991.
10. Голенищев, В.Е. Подготовка юных шахматистов в 1 разряда. [Текст]/ В.Е. Голенищев. – М., 1985.
11. Горенштейн, Р.Я. Книга юного шахматиста. [Текст] / Р.Я. Горенштейн. – М., 1993.
12. 3ак, В.Г. Пути совершенствования. [Текст] / В.Г. Зак. – М., 1988.
13. Иващенко, С.Д. Сборник шахматных комбинаций. [Текст] / С.Д. Иващенко. – К., 1988
14. Костьев, А.Н. Уроки шахмат. [Текст] / А.Н. Костьев. – М., 1993.
15. Костов, А.А. Как стать гроссмейстером. [Текст] / А.А. Костов. – М., 1988.
16. Слуцкий, Л.М. Контуры эндшпиля. [Текст] / Л.М. Слуцкий. – М., 1993.
17. Шерешевский, М.И. Стратегия эндшпиля. [Текст] / М.И. Шерешевский. – М., 1988.
18. Эстрин, Я.Б. Теория и практика шахматной игры. [Текст] / Я.Б. Эстрин. – М., 1991.